[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общий раздел » Общение » О наших правах
О наших правах
GhostДата: Вторник, 04.01.2011, 01:45 | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Шопинг со знанием своих прав

Отечественный Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) считается в мире одним из самых строгих по отношению к продавцам и в наибольшей степени защищающим права потребителей. Однако практика свидетельствует, что права покупателей с завидной регулярностью нарушаются. Винить в этом стоит прежде всего самих себя, ведь именно то, что мы не знаем своих прав, позволяет недобросовестным продавцам беззастенчиво пользоваться этим. В этой статье мы постараемся восполнить этот пробел.

А есть такой же, но с перламутровыми пуговицами?

Итак, после продолжительного и утомительного похода по магазинам вы стали обладателем, ну например, модного свитера. Придя домой и примерив обновку, оказалось, что она вам не подошла, или не сочетается с остальными вещами в гардеробе, или просто разонравилась. В этом случае у вас есть 14 дней (не считая дня покупки), чтобы вернуть не подошедший вам товар. Это закреплено в статье 25 Закона, дающей потребителю право на обмен товара надлежащего качества.

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Важно помнить, что обменять или сдать вам удастся лишь в том случае, если вы этот свитер не носили, сохранили его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

Однако отсутствие у покупателя кассового или товарного чека (либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки) отнюдь не является основанием для отказа ему в требовании вернуть деньги. Доказательством покупки могут быть и свидетельские показания (ст. 493 ГК РФ), а также, к примеру, контрольная лента (письмо УФНС по г. Москве от 02.11.2005 № 22-12/80195).

Обратите внимание, что возвращать или обменивать по указанным основаниям можно далеко не все. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 утвержден достаточно обширный Перечень товаров, на которые не распространяется право на обмен или возврат. В частности, это:

- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;

- предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);

- парфюмерно-косметические товары;

- текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;

- швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);

- товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;

- мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);

- изделия из драгоценных металлов;

- животные и растения;

- непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации) и некоторые другие.

В свою очередь продавцу придется удовлетворить такое денежное требование в течение трех дней со дня возврата «неподошедшего» товара (ст. 25 Закона).

Каждый сезон мы с замиранием сердца ждем сезона распродаж. Однако в этот период в магазинах можно встретить предупреждающее объявление примерно следующего содержания «Товары, приобретенные на распродаже, возврату и обмену не подлежат». И если крупные торговые центры давно избавились от подобной порочной практики, кое-где подобное «безобразие» все же встречается. Ведь обменять и вернуть нельзя лишь вещь, недостатки которой покупателю были известны еще до покупки – обнаружены им самим или же сообщены продавцом заранее. Это значит, что если вы покупаете товар с недостатком, о котором вам сообщил продавец (например, шкаф с царапиной на боку, но он продается со скидкой), то предъявить ему претензию в отношении именно этого недостатка у потребителя уже нет права.

Поэтому, увидев подобное предостережение, прежде чем оплатить покупку, необходимо уточнить у продавца, есть ли в ней скрытые недостатки, была ли вещь в употреблении. Если же с товаром все в порядке, то хорошо бы спросить, в чем, собственно, подвох. Лучше всего поинтересоваться об этом у старшего менеджера с просьбой, чтобы он подтвердил свои слова нормой Закона.

Некачественный товар

Вернемся к нашему свитеру. Предположим, что и цвет, и фасон подошли. Только вот на рукаве вдруг обнаружилась дырка, а на боку разошлись швы. Как поступить в этом случае?

Согласно статье 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:

- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Обратите внимание, что если вы будете настаивать на устранении недостатков, то помните, что срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней (п. 1 ст. 20 Закона).

Технику можно обменять при любых недостатках

Итак, теперь представим, что вместе со свитером вы купили еще и дорогостоящий телевизор. Принесли его домой, а он не работает. Или работает, но искрит. Короче, покупка обернулась сплошным огорчением. С обменом и возвратом технически сложного товара дела обстоят несколько сложней. Прежде всего, оговоримся, какие именно товары можно назвать технически сложными. Правительство РФ в постановлении от 13.05.1997 № 575 относит к таковым автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники, морозильники, стиральные машины, персональные компьютеры, тракторы, мотоблоки и мотокультиваторы.

Напомним, Федеральный закон от 25.10.2007 № 234-ФЗ внес существенные поправки в Закон о защите прав потребителей. Так вот раньше, то есть до указанных поправок, покупатель мог обменять некачественную технику на товар аналогичной марки (модели), только если недостаток был существенным. Иными словами, когда его нельзя было устранить или для его устранения понадобились бы несоразмерные материальные и временные расходы и затраты. Вернуть же технически сложный товар с «несущественными недостатками» раньше не представлялось возможным.

Теперь же новая редакция статьи 18 Закона дает покупателю полное право обменять или вернуть технически сложный товар при обнаружении в нем любого дефекта, даже несущественного.

В соответствии со статьей 18 Закона в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Напомним, что существенным признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения (письмо Роспотребнадзора от 31.03.2008 № 01/2889-8-32).

Заметим, что никаких подобных особенностей для дорогостоящих товаров последняя редакция Закона уже не содержит (ранее эти товары при устранении недостатков приравнивались к сложнотехническим).

Предъявить свои претензии потребитель может к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Напомним, что гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.

Гарантийный срок устанавливается изготовителем (исполнителем) в технической документации (договоре с потребителем) и исчисляется в единицах времени. Что касается срока годности, то он устанавливается на товары, которые по истечении срока годности считаются не пригодными для использования по назначению.

В случаях, когда гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки обнаружились уже по его истечении, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона, но в случае если ему удастся доказать, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В случаях приобретения обуви несезонного назначения гарантийные сроки исчисляются со дня продажи-покупки обуви. На обувь сезонного назначения отечественного и импортного производства, приобретенную до наступления сезона, гарантийные сроки исчисляются с начала соответствующих сезонов, срок наступления которых определяется соответственно субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Статья 22 Закона посвящена срокам удовлетворения отдельных требований потребителя. Указано, что требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, должны быть удовлетворены продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Экспертиза

Практика показывает, что сегодня наиболее часто нарушаются права потребителей при гарантийном обслуживании бытовой и электронной техники. Сроки устранения выявленных дефектов растягиваются на многие месяцы.

Напомним, что экспертиза назначается в случае необходимости выявления причины возникновения недостатков в приобретенном товаре. До внесенных поправок зачастую недобросовестные продавцы прикрывались длительной экспертизой, чтобы оттянуть момент замены товара или возврата денег, поскольку в прошлой редакции Закон не устанавливал максимальные сроки ее проведения.

Теперь же Закон прямо указывает, что экспертиза не может длиться более срока, отведенного законом для удовлетворения конкретных требований потребителя. В статье 20 жестко регламентируется максимальное время на гарантийный ремонт – 45 дней. Обратите внимание, что вы как потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара.

Сервисный центр

Статья 6 Закона обязывает любого производителя, будь он отечественный или иностранный, обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Сервисные центры как раз и служат этим целям.

Существует два типа сервисных центров – обычный и авторизированный. Чем же они отличаются?

Авторизированный сервисный центр представляет собой предприятие по ремонту техники, заключившее договор с изготовителем или его представительством в России. Изготовитель оплачивает сервисному центру работы, которые тот проводит при гарантийном обслуживании техники, - диагностику товара, устранение недостатков, замену необходимых запчастей и т.д.

Чем же отличается обычный сервисный центр от авторизированного? Прежде всего авторизированный сервисный центр дает потребителю возможность произвести в нем гарантийный ремонт либо замену сломанной техники за счет производителя. Кроме того, указанные центры за счет производителя снабжены оригинальными запчастями и комплектующими элементами.

Имейте в виду, что устранение возникших неисправностей по гарантии, а также замена вышедших из строя элементов исключительно «родными» деталями часто связаны с достаточно длительными временными.

Теперь что касается обычных сервисных центров, то в этом случае о бесплатном гарантийном ремонте, конечно, придется забыть, поскольку они не имеют никаких отношений с изготовителями техники, и соответственно, не обязаны проводить бесплатное обслуживание их техники.

Сразу оговоримся, что в Законе нет упоминаний описанных выше типов сервисных центров. Все дело в том, что они относятся к уполномоченной организации (индивидуальному предпринимателю). В соответствии с преамбулой Закона это организация, осуществляющая определенную деятельность или созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющая определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.

Обратите внимание, что сервисная служба при выдаче товара из гарантийного ремонта обязана предоставить потребителю в письменной форме подробную информацию о выявленных недостатках, об использованных запасных частях и т.п.

Покупки в кредит

Часто технически сложный товар многие могут позволить приобрести лишь в кредит. Здесь надо обратить внимание на некоторые тонкости. Роспотребнадзор в письме от 24.07.2008 № 01/7907-8-27 рассмотрел одну из самых больных тем в данной сфере - доведение банками и другими кредитными организациями до сведения потребителей-заемщиков реальных размеров возвратных сумм по кредитам.

Итак, на ценнике должна стоять итоговая стоимость покупки в кредит. Если товар можно приобрести в кредит, то продавец должен не только указать на ценнике сумму первоначального взноса, но и ознакомить покупателя с размером кредита, графиком его погашения и, самое главное, «вывести» полную итоговую стоимость покупки с учетом кредита. Главное, что указанная информация не только должна содержаться в договоре, но и должна быть доведена в доступной для всех форме еще до его заключения, например на ценнике. Все это сделано для того, чтобы реальная цена покупки с учетом всех процентов и комиссий по кредиту в итоге не оказалась для покупателя неприятным сюрпризом. Роспотребнадзор напомнил банкам, что потребитель имеет право знать полную сумму, подлежащую выплате по кредиту.

В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита (ст. 24 Закона).

Напутствия

Чем увереннее вы себя ведете и заявляете о своих правах, тем больше шансов, что без лишних проволочек добьетесь удовлетворения своих требований. Не стесняйтесь звать в зал старших менеджеров и руководителей.

Магазин вряд ли станет спорить с компетентным покупателем – судебная практика неоднозначно свидетельствует, что закон и правосудие на стороне потребителей. В последнее время вообще наблюдается приятная тенденция удовлетворять законные требования покупателей без всяких проблем.

Если по каким-либо причинам продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается принимать претензию либо ставить свою подпись на вашей копии, отправьте ее заказным письмом с уведомлением о вручении. Также возможно в присутствии двух очевидцев, которыми могут быть и ваши родственники или знакомые, оставить претензию любому работнику продавца (изготовителя, исполнителя). Тогда на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что претензия вручена тогда-то в присутствии очевидцев с их подписями и указанием их адресов и паспортных данных. При этом надо учитывать, что эти очевидцы могут быть впоследствии вызваны в суд в качестве свидетелей для подтверждения факта передачи (вручения) претензии.

Источник www.sovbuh.ru


 
GhostДата: Вторник, 04.01.2011, 02:03 | Сообщение # 2
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Поломка купленной техники. Что нужно покупателю знать о своих правах

Сломанную технику бывает гораздо сложнее, чем другой товар, вернуть, обменять и даже сдать на гарантийный ремонт. Эта подборка вопросов с ответами поможет подсказать знакомым правильную тактику поведения.

1. Почему обменять или вернуть технику труднее, чем другие товары?

В случае поломки технически сложных товаров покупатели вправе требовать их обмена или расторжения договора купли-продажи с возвратом денег в течение 15 дней после покупки (п.1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее - закон о ЗПП). По истечении этого срока, но в пределах гарантийного срока обмен или возврат по закону возможен только в определенных случаях. А именно: если недостаток существенный, если нарушен срок устранения недостатков, а также в случае невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократных поломок. При этом перечень технически сложных товаров по закону о ЗПП должно утвердить Правительство РФ. Однако общего перечня технически сложных товаров, утвержденного для целей закона о ЗПП, не существует. Есть только перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков. Он был утвержден постановлением Правительства РФ от 13.05.97 № 575, то есть еще в период действия старой редакции закона о ЗПП. В связи с этим можно сделать вывод, что пока не утвержден общий перечень технически сложных товаров, потребители ограничены только в возможности обмена таких товаров по истечении 15 дней после покупки. Если же речь идет о возврате денег, то потребитель может заявить такое требование и по истечении вышеуказанного срока, даже если недостатки товара не являются существенными. Однако продавцы техники придерживаются иной точки зрения и, как правило, отказываются удовлетворять такие требования добровольно, считая, что перечень технически сложных товаров от 13.05.97 распространяется в том числе на требования об отказе от договора. Поэтому для урегулирования спорной ситуации может потребоваться обращение в суд.

2. В документах на стиральную машину указано, что на нее установлен год полной гарантии и два года бесплатного сервисного обслуживания. В чем разница?

Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель, продавец, уполномоченная организация или импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные в статье 18 закона о ЗПП (на замену товара, устранение недостатков, возврат денег и т.д.). А бесплатное сервисное обслуживание - это так называемое дополнительное обязательство в отношении недостатков, обнаруженных по истечении гарантийного срока. Это дополнительное обязательство изготовитель товара или продавец принимает на себя добровольно (п. 6, 7 ст. 5 закона о ЗПП). Поэтому объем этих обязательств они определяют самостоятельно. Чаще всего речь идет о бесплатном устранении мелких поломок без замены вышедших из строя деталей и без возможности возврата и обмена товара.

3. Я сдал фотоаппарат на гарантийный ремонт. В гарантийном талоне указано, что срок ремонта составляет 30 дней при наличии запасных частей на складе сервисного центра, в случае их отсутствия срок ремонта может быть продлен до получения необходимых деталей. Есть ли какие-то ограничения по продлению этого срока?

Срок устранения недостатков можно продлить только по соглашению сторон. При этом отсутствие необходимых запчастей не является основанием для продления данного срока и не освобождает от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально (п. 1 ст. 20 закона о ЗПП). Поэтому, если по истечении 30 дней ваш фотоаппарат так и не вернули из ремонта, вы можете направить в сервисный центр претензию и потребовать неустойку в размере 1 процента от цены товара за каждый день просрочки (п. 1 ст. 23 закона о ЗПП). Просрочка также дает вам возможность изменить свои требования. То есть потребовать, например, замены товара или расторжения договора купли-продажи и возврата денег (п. 2 ст. 23 закона о ЗПП). Но эти требования нужно заявлять не сервисному центру, а продавцу. Сервисный центр, как правило, является так называемой уполномоченной организацией, которая на основании договора с продавцом или изготовителем товара выполняет определенные функции по принятию и удовлетворению требований потребителей в отношении товаров ненадлежащего качества (преамбула закона о ЗПП). Обычно сервисным центрам передают только функции по устранению недостатков товаров (ремонту).

4. В сервисном центре мне заявили, что на них не распространяются никакие нормы закона о ЗПП, в том числе о сроке ремонта, поскольку они не являются уполномоченной организацией, а просто проводят бесплатный ремонт товаров. Разве это возможно? Ведь к гарантийному талону прилагался перечень сервисных центров и этот центр был там указан.

Такое возможно. Иногда производители или магазины указывают наименования и адреса сервисных центров, где можно сделать гарантийный ремонт, но при этом данные центры не являются уполномоченными организациями. Это обеспечивается следующей схемой. Производитель или продавец товара заключает договор с другой компанией о возмездном выполнении определенных функций по принятию и удовлетворению требований потребителей. Эта компания в свою очередь поручает конкретной ремонтной мастерской принимать товары от потребителей на гарантийное обслуживание, проводить ремонтные работы и оплачивает ее услуги. Таким образом, ремонт для потребителей получается бесплатным, но мастерская, которая его делает, не является по отношению к потребителям уполномоченной организацией в смысле закона о ЗПП, так как у нее нет соответствующего договора с производителем или продавцом товара. Следовательно, потребитель не может предъявить такой мастерской требования, которые он по закону вправе выдвигать уполномоченной организации (в том числе о сроках ремонта). Поэтому при обращении в сервисный центр по поводу гарантийного ремонта лучше поинтересоваться, заключен ли у него договор непосредственно с производителем либо продавцом товара.

5. Мой мобильный телефон не приняли на гарантийный ремонт из-за того, что я потерял инструкцию к нему и не сохранил коробку, в которую он был упакован . А в гарантийном талоне сказано, что условие гарантийного обслуживания - наличие товара в полной комплектации, включая упаковку. Получается, мне остается только платный ремонт?

Нет, вы имеете право на бесплатный гарантийный ремонт. Запрещено обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (абз. 2 п. 2 ст. 16 закона о ЗПП). Оговорка о том, что гарантийное обслуживание распространяется на товар только при условии его представления в ремонт в полной комплектации, включая упаковочные принадлежности, нарушает этот запрет и ущемляет права потребителей (п. 7 письма Роспотребнадзора от 28.05.10 № 01/8017-10-32 «О судебной практике по делам об административных правонарушениях»). Следовательно, эта оговорка недействительна. Вы можете изложить это в письменной претензии в адрес сервисного центра и потребовать принять телефон на гарантийное обслуживание.

6. Я слышал, что на время гарантийного ремонта мне должны предоставить замену сломавшейся техники. Но в гарантийной мастерской отказываются это сделать. Кто прав?

Ответ зависит от того, о каком именно товаре идет речь. А также от того, является ли данная мастерская уполномоченной организацией, и если да, то какие именно функции по принятию и удовлетворению требований потребителей ей передал изготовитель либо продавец товара.
У потребителей есть право на период ремонта товара с недостатками (если это товар длительного пользования) требовать предоставления ему аналогичного товара для бесплатного пользования (п. 2 ст. 20 закона о ЗПП). Но существует перечень товаров, на которые это правило не распространяется (утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55). В него включены и некоторые виды техники - например, СВЧ-печи, электрочайники, электробритвы, электрофены и пр.
Требование о бесплатном предоставлении аналогичного товара на время устранения недостатков потребитель вправе предъявить изготовителю, продавцу либо уполномоченной организации. Соответственно предъявить это требование мастерской можно, если она является уполномоченной организацией, которой изготовитель или продавец передал функцию по принятию и удовлетворению конкретно этого требования. Но, как правило, ремонтным мастерским таких полномочий не передают. Следовательно, требование о предоставлении вам временной замены сломанного товара вы можете адресовать магазину или изготовителю, предъявив доказательства передачи вашего товара в гарантийный ремонт (квитанцию).

Юлия Болотова, эксперт журнала «Юрист компании»
Источник www.lawyercom.ru


 
GhostДата: Пятница, 14.01.2011, 19:44 | Сообщение # 3
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Бюрократа привлекут за молчание
Прокуратура будет заводить дела на чиновников, отказывающих гражданам в информации

Сергей Суворов
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5327 (248) от 2 ноября 2010 г.

Прокуратура заставит ответить рублем чиновников, которые скрывают от граждан правду, игнорируют интернет-технологии или же выкладывают в Сеть что-то лишнее или неверное.

Напомним, не так давно в Кодексе об административных правонарушениях появились специальные статьи, наказывающие чиновников за размещение в Сети ложной информации, а также каким-то образом препятствующих гражданам в получении ценных сведений о работе власти. Если столоначальник даже просто забудет выложить на официальном сайте обязательную информацию, его оштрафуют. По крайней мере, должны оштрафовать.

Вряд ли надо говорить, что современные средства коммуникации начинают играть все большую роль в общении власти и народа, это давно не новость. Официальные сайты ведомств фактически уже становятся общественными приемными. В Интернете публикуются и проекты правовых документов - для общественной экспертизы. Не говоря уже о том, что адреса и телефоны ведомства должны быть на сайте в обязательном порядке.

Поэтому никакой гражданин начальник не вправе пренебрегать Всемирной сетью, иначе придется дорого заплатить. В самом прямом смысле: ему выпишут немалый штраф. Также под административное наказание попадут чиновники, которые неправомерно откажут гражданину в информации.

Ведь люди имеют право знать о работе власти, и знать очень много.

В этом году вступил в силу закон, открывающий людям доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Документ позволяет гражданам получать информацию о новых принятых законах, расходах бюджета, государственных закупках, результатах научно-исследовательских работ, состоянии здоровья населения или окружающей среды, льготах, пособиях и тому подобное. Правда, некоторые скептики сомневались, что власть откроется полностью, как подобает в цивилизованных странах. Были опасения, что чиновники найдут какие-то лазейки. Однако жизнь показывает, что работа власти становится все прозрачней.

По закону ограничен доступ лишь к тем данным, которые являются тайной: государственной, коммерческой, служебной. Нельзя разглашать и персональные сведения о ком-либо. Однако излишняя секретность также запрещена.

Как рассказывают эксперты, в органы власти можно обращаться с запросом и в устной форме, скажем, во время приема населения. Что-то спросить можно и по телефонам справочных служб или должностных лиц, ответственных за предоставление информации. А письменный запрос непосредственно отнести чиновникам или послать по почте, факсу, телеграфу или в электронной форме. В запросе - и это важно - не требуется обосновывать необходимость получения информации. Одного желания знать вполне достаточно. При этом эксперты рекомендуют формулировать запрос предельно четко и конкретно, при ссылке на документы по возможности указывать их наименования и реквизиты. Если же ответа не будет, гражданин вправе пожаловаться не только начальнику того начальника, но и в прокуратуру. Не исключено, что последний вариант окажется более эффективным.

Как пояснили в надзорном ведомстве, дела о совершении чиновниками "информационных" правонарушений возбуждаются исключительно прокурором. После подготовки материалов дело будет направлено в суд. Так что молчать чиновнику станет себе дороже.


 
roterbДата: Среда, 12.10.2016, 09:19 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
surprised
 
Форум » Общий раздел » Общение » О наших правах
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: